Девелоперы предлагают решения: перспективы строительного рынка Петербурга

Девелоперы предлагают решения: перспективы строительного рынка Петербурга

В 2025 году ежегодная строительная конференция "Делового Петербурга" получила название "Перемены к лучшему" — и это не столько "настроечная" фраза для предстоящего диалога, сколько констатация факта и позиции большинства участников отрасли. О будущем рынка, долгоиграющих трендах и о громких стартах в 2026 году эксперты рассказали в интервью. При том, что позитив "статистически" можно счесть основным вектором, который задавали в своих выступлениях спикеры, — мероприятие было не лишено остроты, прежде всего в силу актуальности поднятых тем. Но диалог бизнеса с представителями власти был предметным, конструктивным и позволил очертить наиболее перспективные решения для развития города. Строительная отрасль научилась прекрасно адаптироваться к быстро меняющейся ситуации. А тех, кто умело вывел это в плоскость новых проектов высокого уровня, — редакция наградила в рамках "Рейтинга строительных компаний — 2025". Вся информация о лауреатах и методологии рейтинга есть на страницах спецвыпуска. Однако впервые за последние несколько лет было определено сразу три специальных награды. И в каждом случае — это подчёркнутая уникальность. Так, АО "ЗенитАрена" получило Гран-при за проект "Бассейн у Флагштока". Это единственный в стране открытый круглогодичный бассейн, который расположен на гидротехническом сооружении, причём практически в центре Петербурга. "Девелопером года" по версии "ДП" стала компания Fizika Development, которая в начале 2025 приобрела проект на Матисовом острове — и на текущий момент это всё ещё самая дорогостоящая сделка года на рынке. Сам амбициозный проект также получил высокую оценку. И ещё одна специальная номинация — "Открытие года". Её "Деловой Петербург" присудил Группе компаний ССК из Краснодара, которая весной 2025 года анонсировала свой первый проект в Петербургской агломерации (ЖК "Имена"). Девелопер специализируется на проектах комплексного освоения территорий — сегодня его объекты представлены в семи регионах страны. В компании говорят, что растущие требования потребителей — это сегодня один из трёх основных вызовов для застройщиков. Но здесь есть понятная формула успеха: В последние годы в строительной отрасли отмечается тренд на диверсификацию бизнеса. В "М. Девелопмент" поясняют: рынок меняется, уходит от узкой специализации, девелоперы осваивают новые для себя сегменты — при этом инвесторы ищут устойчивые активы, которые могут и сохранять их капиталы, и приумножать. Сама компания уже более 20 лет занимается реконструкцией исторических зданий. И в рамках рейтинга "ДП" девелоперу была присуждена награда "За проект бизнес-центра с уникальными видовыми характеристиками", который относится к категории коллекционной недвижимости будучи объектом культурного наследия. В интервью журналисты уточнили, какие объекты имеют большой потенциал роста капитализации: Существует ещё достаточное количество перспективных направлений, которые да данный момент не в полной мере оценены девелоперами с точки зрения инвестиционных возможностей, считают в компании Sokroma. Особенно это касается сегментов апарт-отелей и рекреационной недвижимости. В России большое количество территорий, где в последние годы отмечается постоянный рост туристического спроса, однако при этом недостаточное количество объектов размещения. Побеседовали более подробно о специфике данной ниши: Разговор о горизонтах будущего затрагивает и вопрос работы с аудиторией. Уже сегодня 25% трудового населения — поколение зумеров, через 10 лет эта доля достигнет 50%, заметили в ГК "А101". Компания получила специальную награду "За реализацию высшего стандарта качества жизни в новых районах". Однако интересы разной аудитории девелопер учитывает не только при создании проектов, но и в рамках корпоративной культуры. Работа с более молодым поколением строится на нескольких уровнях, чтобы привлечь эту категорию сотрудников, удержать и повысить их вовлечённость. Сформулировали оптимальный список инструментов, которые позволяют сегодня повысить привлекательность работодателя и дают ему конкурентные преимущества на строительном рынке: Количество представителей поколения Z постепенно, хоть и медленно, растёт и среди участников рынка недвижимости. Они интересуются ипотекой, как базовым инструментом, который вообще позволяет что-либо выбирать, заметили в ГК "ПСК". При этом, какие-либо продуктовые предпочтения этой аудитории явно сейчас не выделяются. Однако поскольку молодые люди, которым сегодня 18-25 лет, уже выросли "с экраном" в руках, для них цифровая среда будет основной в части поиска информации и выбора объекта недвижимости, считают в компании. Хотя эксперты отмечают, что данное поколение также требовательно и к качеству проектов и их окружению. К слову, в этом направлении ГК "ПСК" системно работает много лет — и поэтому была награждена "ДП" в номинации "За создание в проектах общественных пространств, развивающих городскую среду". "Ключевое влияние на отрасль оказывают текущие условия кредитования. Без недорогих кредитов жилое строительство и сопровождающее его инфраструктурное, динамично развиваться не может. Бридж-кредитование и проектное финансирование сегодня дороги. Отсюда издержки на обслуживание займов, эквивалент которых можно было направить на развитие улучшение и составляющих продукта жилого строительства. То же самое касается покупательской активности: без массовой доступной ипотеки у массового жилого строительства не то, что развитие, —существование будет под вопросом. При этом действующей семейной ипотекой воспользоваться могут не все, даже из той же семейной категории. Программа несколько раз ужесточалась, так или иначе, будет ужесточаться и далее. Рецепт для системного развития рынка простой — снижение ключевой ставки. Это необходимый минимум, поскольку реальный спрос на недвижимость — является прямым отражением реального спроса на проживание в том или ином регионе. И если в Петербурге хорошая распроданность относительно строительной готовности, то в ряде регионов уже есть факты начала затоваривания. Поэтому в каждом регионе может быть свой набор мер, актуальных именно там. Если говорить про перспективные ниши для бизнеса, то строительное компании по необходимости освоили уже много смежных дисциплин. От создания общественных пространств до строительства дорожной инфраструктуры. Мы уже делаем очень многое, если рассматривать всю совокупность процессов строительства жилой недвижимости. Какие-либо дополнительные бизнес-интересы и выход на смежные рынки — это сугубо индивидуальные интересы собственников компаний." — Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК" На конференции отметили, что сегодня покупатель недвижимости не просто требователен — он обращает внимание на многие факторы. В этой связи и номинации в рамках рейтинга строительных компаний были сегментированы. Так компания "ГК Алькор" получила награду "За создание инвестиционно привлекательного продукта в комфорт-классе". Поскольку ЖК "Кронфорт. Центральный" возводится на острове Котлин, и экспертами было отмечено, что за последние 3 года стоимость квадратного метра в новостройках Кронштадта выросла на 73%. А компании LEGENDA присуждена номинация "За развитие девелоперского продукта и создание жилой среды с экосистемой индивидуальных сервисов": в ЖК "Новая Земля" созданы квартиры с принципами отельного проектирования, где житель "настраивает" дом под себя благодаря разнообразию подписок. К слову, про инновации в самой отрасли: "ДП" наградил Санкт–Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) "За интеграцию цифровых инструментов и технологий в программы подготовки кадров в сфере архитектуры, строительства и ЖКХ". Вуз предлагает разные форматы сотрудничества разработчикам программного обеспечения и строительным компаниям, применяя практико-ориентированные подходы в обучении студентов, что позволяет повысить эффективность российских продуктов для рынка ТИМ и развивать методологию их применения. Здесь уверены, что сокращение разрыва между потребностями отрасли и подготовкой кадров позволяет возможно лишь при активном участии бизнеса: Ещё один лауреат рейтинга — холдинг РСТИ, который получил награду "За вклад в развитие перспективной локации Петербурга и создание нового квартала для комфортной жизни". Речь о проекте проекта во Фрунзенском районе, реализация которого стала важным звеном в преображении всей территории, которая сегодня активно обновляется за счёт редевелопмента и появления новых дорожных развязок. Собственно, крупные девелоперы, работающие в Петербурге, стремятся к тому, чтобы постоянно улучшать свои продукты, заметили в KRONUNG GROUP. И возможности для этого ещё есть: При этом эксперты отмечают, что при возведении новых объектов в Северной столице в последние годы особое внимание уделяется идентичности архитектурной среды — и это также является важным критерием для покупателя недвижимости. Данный фактор редакция тоже учла и присудила награду "За синергию исторического контекста и современной эстетики при строительстве в центре Петербурга" группе компаний "КВС", которая реализует свой новый проект бизнес-класса в пешей доступности от станции метро "Обводный канал". В интервью журналисты узнали о предстоящих стартах и об эффективных на сегодня инструментах стимулирования спроса: Ещё один проект, который доказывает утверждение об уважительном отношении девелоперов к архитектурной ткани локации — статусный дом "Министр". Однако компания City Solutions сделала особые акценты на расположении объекта, поэтому получила награду "За видовые решения в проекте бизнес-класса на слиянии Чёрной речки и Большой Невки". При этом девелопер рассказал, что сегодня пока ещё существует множество сложностей при строительстве в историческом центре. С другой стороны, игроки рынка могу предложить немало решений, которые позволят вовлечь в строительный оборот большее количество качественных новых объектов, что станет дополнительным драйвером для Петербурга. Несколько вариантов журналисты "ДП" попросили назвать во время интервью: В этом году редакция спецпроектов "Делового Петербурга" больше внимания уделила и сегменту загородной недвижимости. Так, в "Рейтинг строительных компаний" включено сразу две номинации. Семейный курорт Marja получил награду "За высокие стандарты строительства и соблюдение экоповестки при создании курорта премиум класса на Карельском перешейке". А компания "Лестрой" — "За сочетание стиля, функциональности и индивидуального подхода при реализации интерьерных проектов под ключ". Строительная конференция становится масштабнее с каждым годом — не только в части количества участников и гостей, а прежде всего с точки зрения пользы. Поскольку обязательным элементом программы мероприятия являются высокая степень актуальности информации и качественный нетворкинг.

Взято с dp_ru