Смольный придумал, как пополнить дефицитный бюджет
Городские власти нашли несколько точек роста, которые должны поправить дефицитный бюджет ближайших 3 лет. Это, в частности, самозанятые, туристы, налог на недвижимость, платные парковки, штрафы. Сегодня депутаты планируют принять в первом чтении бюджет Петербурга на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Согласно внесённому проекту бюджета, город должен заработать в следующем году 1,45 трлн рублей. Планку в 1,5 трлн планируется перешагнуть в 2027–м. Какие налоги пополнят бюджет Новый, 2026 год бюджет Петербурга собирается встретить с государственным долгом 71 млрд рублей. Если для реализации инфраструктурных проектов или покрытия бюджетного дефицита (его лимит на 2026–й установлен в размере 188 млрд рублей) потребуются дополнительные средства, то город может привлечь бюджетные кредиты или разместить облигации. В итоге предельный размер госдолга к январю 2027–го может достичь 260 млрд, к январю 2028–го — 385 млрд, а к январю 2029–го — 455 млрд. Может быть, привлекать заимствования и не придётся: доходы бюджета должны уверенно возрастать. Доля налога на доходы граждан (НДФЛ) в собственных доходах городской казны, согласно расчётам Комфина, в 2026–м превысит 51%. Ежегодно собираемость подоходного налога вплоть до 2028 года будет увеличиваться в среднем по 10%. Темпы роста зарплат при этом в бюджете предусмотрены по 8%. Таким образом, примерно четверть налоговой базы — это налог на доходы, не связанный с фондом оплаты труда (дивиденды, доходы от продажи активов, операций с ценными бумагами, от аренды, авторские вознаграждения и т. п.). Прирост поступлений по налогу на прибыль организаций запланирован всего на 3% по сравнению с 2025–м (в структуре собственных доходов города этот налог занимает лишь 27%, хотя недавно доходил почти до 40%). Примерно на 22% бюджет пополняют другие налоги и сборы. И по ним запланирован серьёзный всплеск собираемости. Самозанятые должны будут перечислить в предстоящем году на 18% больше, чем в 2025–м (8,2 млрд), хотя в среднесрочной перспективе темпы роста поступлений будут снижаться, до 14% в 2027–м и до 10% в 2028–м. В городе банально заканчиваются налогоплательщики: на 1 сентября плательщиками налога на профессиональную деятельность стали уже 956 тыс. жителей города. По налогу на имущество организаций в 2026 году запланировано увеличение поступлений на 26,8%. Затем аппетиты города к объёмам взимания данного налога сократятся до 7% в 2027–м и до 8% в 2028–м. Причина существенного повышения поступлений — в увеличении ставки с 1,5 до 2% для объектов недвижимости, облагаемых от кадастровой стоимости. И, безусловно, в переоценке кадастровой стоимости, результаты которой должны утвердить в 2025 году. Бизнес по новой стоимости начнёт платить налог уже в 2026–м, граждане — в 2027–м. При этом бюджет в 2026–м рассчитывает получить с жителей Петербурга на 6% больше имущественных налогов, в 2027–м — на 13%. Туристический налог в 2026–м принесёт 1,26 млрд рублей. Ежегодно его объёмы будут возрастать вслед за повышением налоговой ставки (с 1% в 2025–м до 5% с 2029–го), что позволит собрать с туристов 1,56 млрд к 2028–му (+24%). На чём ещё заработает Петербург Город фиксирует сокращение неналоговых доходов бюджета, в 2026–м по этой статье ожидается поступление 83 млрд рублей (в 2027–м — 75 млрд). В текущем году — с учётом последних корректировок — должно поступить 107 млрд (–22%). В 2024–м, например, совокупно поступления по этой статье (штрафы, арендные платежи, выручка от продажи имущества и т. д.) у Петербурга составили 127,8 млрд. Главным виновником снижения неналоговых доходов называют Банк России. Он снижает ключевую ставку, следовательно, падают ставки по депозитам, на которые Комфин активно размещает временно свободные средства бюджета (доля процентных доходов занимала значительную часть в общей структуре неналоговых поступлений). Доход с депозитов в 2026–м предполагается получить в 1,7 раза меньше, чем в 2025–м, 11,4 млрд против 36,11 млрд. По доходам от реализации материальных и нематериальных активов в 2026 году относительно уровня 2025–го увеличение составит 15,3% (+0,8 млрд). Впрочем, постепенно поступления от продажи будут сокращаться: после суммы 6,3 млрд в 2026–м выручка снизится до 5,8 млрд в 2027–м и до 5,3 млрд в 2028–м. Косвенно — из–за падения динамики выкупа арендуемого имущества субъектами МСП. Почти на 25% ожидается снижение поступлений по дивидендам от организаций, долей в которых владеет город. Например, более 0,6 млрд город недополучит от Санкт–Петербургского центра доступного жилья, ЕИРЦ и аэропорта Пулково в связи с ростом издержек перечисленных организаций. Всего от участия в прибыли предприятий город в предстоящем году должен получить 2,08 млрд рублей. Снижение доходов будет компенсировано ростом смежных, неналоговых затрат граждан и бизнеса. Так, наращивается собираемость штрафов: доходы бюджета от них в 2026 году возрастут на 693,8 млн рублей (+3,8%), в 2027–м — на 1,8 млрд (+9,4%). Прирост будет обеспечен взиманием штрафов с автовладельцев благодаря вводу новых комплексов видеофиксации нарушений. Запланирован прирост поступлений от аренды зданий и помещений в городской собственности, на 3,7% в 2026–м, на 9% в 2027–м и на 8,8% в 2028–м. Впрочем, арендаторы госимущества должны знать предельный уровень ежегодной индексации своих арендных ставок. В проекте бюджета предусмотрен рост доходов от платных парковок, с 5,9 млрд рублей в 2026–м до 6,4 млрд в 2028–м, с оговоркой на инфляцию. Как стало известно "ДП", эта цифра в проекте бюджета после недавнего повышения тарифов некорректна и будет исправлена только ко второму чтению бюджета. По факту в 2026–м город хочет получить с автовладельцев 11 млрд. В бюджет предусмотрены и дополнительные безвозмездные поступления из федерального бюджета на уровне 21,4 млрд рублей. В том числе городу 1,86 млрд рублей должна перечислить Ленобласть в виде компенсации за перевозку пассажиров и за анонсированный в 2025 году проект Единой карты петербуржца для жителей области. Отдельно теперь маркируются поступления от кикшеринговых компаний в 35,8 млн рублей ежегодно. Также стоит отметить, что у комитета финансов в последние годы уже сформировалась традиция вносить корректировки в бюджет, повышая ранее утверждённые доходы. В 2025–м, например, появились дополнительные 59,5 млрд рублей, в 2024–м — 54,6 млрд. Чиновники совместно с налоговиками активно работают над повышением сознательности налогоплательщиков. Второе чтение проекта бюджета Петербурга на 2026 год запланировано на 19 ноября. К этому моменту его доходные параметры могут измениться в большую сторону. Например, будут пересмотрены поступления по акцизам на пиво, крепкий алкоголь и нефтепродукты: проект городского бюджета готовился до публикации параметров федерального, который предусмотрел повышение акцизов. "Кадастровая стоимость выросла не у всех объектов, почти у 24% коммерческих помещений она снизилась. Это говорит о том, что рынок динамичен и индивидуальные особенности объекта могут существенно влиять на его оценку. Собственникам помещений и зданий настоятельно рекомендую внимательно отслеживать изменения, своевременно использовать установленные законом механизмы защиты и, при необходимости, обращаться в суд. Стоит помнить о возможности защиты своих интересов через уполномоченного по защите прав предпринимателей, особенно если речь идёт о необоснованном включении объекта в перечень для налогообложения по кадастровой стоимости или о чрезмерном и необоснованном росте налоговой нагрузки. Если предприниматель не успел подать замечания к проекту отчёта о кадастровой оценке до 27 сентября 2025 года, это не означает, что возможность повлиять на результат упущена. До 31 ноября можно подать заявление в ГБУ "Городское управление кадастровой оценки" с просьбой установить кадастровую стоимость в размере рыночной при наличии соответствующего отчёта независимого оценщика. С 1 января 2026 года досудебный порядок оспаривания изменится: обращаться можно будет только в ГБУ. Без этого шага подать иск в суд будет невозможно." — Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге "Формирование проекта городского бюджета начинается с открытого диалога с депутатами задолго до всех официальных процедур. Мы считаем их стратегическими партнёрами, чья прямая связь с жителями помогает точнее определять реальные потребности горожан. Именно поэтому основой нашей бюджетной политики из года в год остаются социальные расходы. Традиционно на них направляется около 60% всех средств: образование, здравоохранение, социальная поддержка, культура и спорт. Чёткие ориентиры позволяют формировать стабильный и надёжный бюджет. Параллельно мы инвестируем в решение ключевых вопросов, стоящих перед современным мегаполисом XXI века. Петербург — город мирового уровня, его развитие требует вложений как в человеческий капитал, так и в инфраструктуру: транспорт, коммуникации, дороги. Одновременно мы отдаём себе отчёт в том, что ресурсы бюджета ограничены. Поэтому наша основная задача — находить разумный баланс между многочисленными потребностями города. Такую сложную работу невозможно провести без широкого обсуждения. Для этого проводятся "нулевые чтения", этот формат помогает выявить самые актуальные вопросы и сфокусировать на них ресурсы. Такой взвешенный подход позволяет формировать бюджет, который обеспечивает устойчивое развитие Петербурга в условиях новой экономической реальности." — Светлана Енилина, председатель комитета финансов Санкт–Петербурга "С каждым годом мы подходим к работе над бюджетом ещё более комплексно и в хорошем смысле дотошно, прекрасно понимая, что бюджет — не бездонный кошелёк, а скорее тщательно выверенный пазл, где каждая деталь должна найти своё место, а для этого нужно изрядно постараться. Здесь всегда нужно сверять часы и подходить к процессу не с позиции "хочу", а с точки зрения того, что действительно нужно городу и его жителям. В основу каждого бюджета мы, безусловно, стараемся заложить максимум предложений, которые жители озвучивают депутатам на приёмах и встречах. Этой весной, например, депутатский корпус совместно проанализировал и подготовил порядка 1 тыс. предложений. Чуть меньше, чем в прошлом и позапрошлом году, но это тот случай, когда количество перешло в качество. При этом мы также не забываем, что направлений, которые нужно финансово обеспечить, всегда будет много, а ресурсы — ограничены. Всё–таки, как бы нам ни хотелось сделать всё и сразу, покрыть вообще все потребности финансово себе не сможет позволить даже самый богатый город. Лично на мой взгляд, проект главного финансового документа города, который бюджетно–финансовый комитет единогласно поддержал, получился сбалансированным. Он соответствует актуальным потребностям Петербурга и вызовам времени, а также учитывает приоритетные запросы жителей и, что очень важно, предусматривает средства как на расходы развития, так и на уже установленные социальные обязательства." — Денис Четырбок, депутат, председатель бюджетно–финансового комитета ЗакСа
Взято с dp_ru