В Петербурге к осени вырос спрос на квартиры с отделкой

В Петербурге к осени вырос спрос на квартиры с отделкой

После периода в конце прошлого — начале этого года, когда покупатели пытались экономить и выбирали квартиры без ремонта, рынок новостроек Петербурга и Ленинградской области снова развернулся к готовым решениям. Доля сделок с чистовой отделкой в августе достигла примерно двух третей от всех продаж. По данным "Главстрой Санкт–Петербург", в августе 2025 года доля продаж квартир с чистовой отделкой составила 63%. При этом заметно увеличился интерес к предчистовой отделке: с 13% год назад до 21% в текущем периоде. Доля сделок по квартирам без отделки, соответственно, сократилась с 22 до 16%. Такую же динамику отмечает и коммерческий директор ГК "А101" в Петербурге Мария Орлова. По её оценкам, доля квартир без ремонта резко сократилась — с 23% в начале года до 10–12% летом. "Самостоятельный ремонт стал значительно менее выгодным. По нашим данным, ремонт от компании обходится покупателю всего в 12–14% от стоимости квартиры, в то время как самостоятельная отделка с нуля теперь достигает 30–35%. Эта существенная и растущая разница заставляет выбирать более безопасное и предсказуемое по бюджету решение", — говорит Мария Орлова. На рост спроса повлияла семейная ипотека, отмечают участники рынка. "В период действия льготной ипотеки с господдержкой значительная часть сделок носила инвестиционный характер и приоритетом была минимальная цена. В результате доля жилья без отделки заметно выросла. Сегодня же основным драйвером продаж является семейная ипотека, а семьи, как правило, приобретают квартиры для собственного проживания. Для этой категории покупателей отделка становится базовым требованием: самостоятельный ремонт требует существенных затрат времени и средств, что не соответствует их ожиданиям", — считает коммерческий директор "Главстрой Санкт–Петербург" Алексей Бушуев. Сколько стоит отделка квартиры Так, если квадратный метр нового жилья стоит условно 200 тыс. рублей, то отделка от застройщика прибавит к этой сумме 24–28 тыс. Самостоятельная же отделка сделает "квадрат" дороже уже на 60–70 тыс. "Действительно, в последнее время актуальность готовой отделки очень ощущается. Причём эта тенденция прослеживается не только в комфорт– и бизнес–классе, но и в высоких сегментах недвижимости, даже в люксе", — уверен коммерческий директор ЖК "Охтинские высоты" (девелопер — компания "Новое Измерение") Виталий Голубев. "В любом из наших проектов всегда существовала возможность отказаться от отделки на этапе строительства и получить скидку на квартиру. Но покупатели редко выбирают этот вариант. Доля таких случаев в нашей практике составляет 1–3%", — отмечает начальник отдела продукта и аналитики группы "ЦДС" Наталья Кукушкина. "Предложение квартир с отделкой — это взаимовыгодная модель для всех участников рынка. Покупатель экономит время, нервы и нередко финансы, а застройщик получает мощное конкурентное преимущество, влияющее на ускорение продаж и увеличение прибыли. Нередко предложение квартир с отделкой является козырем в борьбе за покупателя", — считает управляющий партнёр Element Елизавета Конвей. "Также важно отметить, что современная отделка квартир от застройщика выполняется гораздо более качественно, чем даже 10 лет назад. Люди уже не ждут кота в мешке и не боятся её покупать. Мы уделяем большое внимание подбору материалов и производителей, надёжности решений и долговечности в эксплуатации и уходе", — уверяет Виталий Голубев. Закупка материалов оптом и по низким ценам, наём подрядчиков на постоянной основе — всё это снижает себестоимость "квадрата" отделки по сравнению с её стоимостью для покупателя. "С учётом экономической нестабильности и тенденции на снижение спроса мы анализировали возможность отказа от отделки или разработки её более бюджетного стандарта. После соответствующих расчётов мы отказались от этой идеи как от нецелесообразной", — рассказывает Наталья Кукушкина. "Отсутствие отделки привело бы лишь к дальнейшему снижению спроса на проекты массмаркета, так как её стоимость для застройщика и вклад в цену квартиры несравнимо меньше, чем ценность готового ремонта в глазах покупателей. За последние 10 лет хорошая отделка от застройщика стала частью представления о современном комфортном жилье. Отсутствие отделки характерно лишь для проектов бизнес– и премиум–класса. Для массового же жилья эта опция стала обязательной", — считает она. Зачем это застройщикам Для девелопера квартиры с отделкой — это дополнительная маржинальность. "Квартиры с отделкой ускоряют оборачиваемость средств — такие лоты стоят дороже, а значит, девелопер быстрее возвращает вложенные в строительство деньги и получает прибыль, которую можно направить на новые проекты", — говорит Елизавета Конвей. В условиях высокой ключевой ставки это критично: возврат денег по проекту ускоряется, а стоимость фондирования снижает давление на маржу. Девелоперы всё чаще закладывают отделку сразу в финмодель, планируют упаковку продукта не только по корпусам и срокам ввода, но и по типам отделки, палитрам, мебельным пакетам. Под отделку выстраиваются операционные процессы: логистика материалов, склады, подъезды к домам, лифтовые окна, приёмка, сервисная поддержка после передачи ключей. Это такая же часть проекта, как монолит и фасады. Участники рынка говорят, что наличие лотов с отделкой в линейке квартир повышает привлекательность всего объекта, а также влияет на лояльность клиентов и может ускорить принятие решения о покупке. Нередко срабатывает эффект showroom — красиво оформленные квартиры–образцы с примерами отделки работают на продажи лучше, чем пустые бетонные коробки, поскольку покупатель может спроецировать на себя готовый уютный интерьер. Какие бывают отделки Основная доля предложения и спроса — это чистовая отделка с нейтральной палитрой и износостойкими материалами. Такая квартира уже готова к установке кухни и мебели: стены оклеены обоями или окрашены, имеется потолочное и напольное покрытия, установлены межкомнатные двери, сантехника, розетки и выключатели. Чистовая отделка квартир в новостройках подходит тем, кому важно сэкономить время. Главное преимущество такой квартиры в том, что покупатель может переехать в неё сразу же после приёма–передачи, ему остаётся только расставить мебель и технику. Минусы чистовой отделки тоже имеются: нельзя сделать ремонт на свой вкус и повлиять на качество ремонтных работ и отделочных материалов. Если собственник захочет что–то переделать, например поменять пол, сначала придётся его демонтировать, что увеличит стоимость и сроки ремонта. Растёт интерес к предчистовой отделке, или white box. Это компромисс. Этот вариант отделки считается промежуточным этапом между черновой и чистовой отделкой. Все черновые работы уже выполнены, электросети выведены на места будущих розеток, выключателей и светильников, выведены трубы и точки подключения сантехники. Стены и потолок выровнены и зашпаклёваны. Владельцу квартиры остаётся только провести косметический ремонт и установить сантехнику. В разных сегментах жилья спрос на отделку не одинаков. В комфорт–классе отделка становится нормой: покупатель чувствителен к бюджету и ценит готовность. В бизнес–классе растёт спрос на предчистовую: важно качество базовой подготовки и инженерии, а финиш и мебель покупатель добирает под себя. В премиуме часть клиентов остаётся верна авторским интерьерам, но и там заметна тяга к аккуратной отделке "под чистовую" с высоким уровнем материалов. Общий тренд — меньше показного, больше функциональной сдержанности. "Если в массовом сегменте чистовая отделка стала стандартом, то в бизнес–классе всё чаще предлагается предчистовая отделка. Например, отделка white box есть в части корпусов проектов “Б15” и “Дубровский”, а также станет базовым вариантом для покупателей квартир в “Доме на Курской”", — говорит коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева. По её словам, предчистовая отделка — оптимальный вариант для клиентов, которые хотят индивидуальный дизайн, но при этом не готовы тратить время на черновые работы. "В квартирах уже выполнена основная подготовка: выровнены стены, уложена стяжка, разведены инженерные коммуникации. Это позволяет покупателям сразу приступить к финишному оформлению без лишней грязи, шума и длительного ремонта. Такой формат популярен, поскольку даёт гибкость в выборе материалов и отделочных решений. Многие клиенты бизнес–сегмента готовы инвестировать в создание уникального интерьера, который будет соответствовать их личным предпочтениям и уровню жизни", — уверена Анжелика Альшаева. При этом рынок ушёл от "дешёвого серийного набора". Крупные игроки предлагают как минимум две–три линейки материалов, несколько цветовых решений, вариантов кухонь и санузлов, фурнитуры. Покупателю дают выбор в пределах стандарта. Это позволяет удержать контроль над сроками и качеством, не делая все квартиры одинаковыми. При всех плюсах у формата есть издержки и риски. Стандартизация требует дисциплины от всей цепочки поставок. Любой сбой по партиям материалов или подрядчикам виден сразу и множится на сотни квартир. Качество должно быть стабильно высоким, иначе волна рекламаций съедает экономию. Поэтому компании вкладываются в контроль, учат отделочные команды, расширяют входной контроль материалов и вводят более жёсткие процедуры сдачи.

Взято с dp_ru