
Богатые тоже платят: какова доля состоятельных петербуржцев с повышенными налогами
Бюджет Петербурга всё больше впадает в зависимость от налога на доходы граждан. Существенный объём обеспечивают отчисления от зарплат, но ставка делается и на тех, у кого несколько источников дохода. Город почти на 10% повысил ожидания по зачислению в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по итогам 2025 года. Итоговая сумма выросла на 54 млрд рублей и достигнет 607 млрд. Доходы у граждан увеличиваются, и скрыть их от налоговых органов становится всё сложнее. Акцент на средний класс До 2025 года НДФЛ по ставке 13% платили те, чей годовой доход не превышал 5 млн рублей (в среднем 416 тыс. в месяц), по ставке 15% — с превышения этого порога. Налоговая реформа с 1 января разделила людей на пять уровней: минимальной ставкой 13% теперь облагаются условные ежемесячные доходы до 200 тыс. рублей (за год не более 2,4 млн). При превышении лимита и до достижения среднемесячного уровня 416 тыс. придётся платить 15% с разницы, от 416 тыс. до 1,67 млн — 18%, 20% — до 4,2 млн, 22% — свыше. Особенность реформы в том, что теперь учитываются все источники доходов гражданина. Налоговые органы научились суммировать официальное вознаграждение за наёмный труд по справкам 2–НДФЛ. И любые дополнительные виды доходов, в том числе от предпринимательской деятельности, консультационных услуг, сдачи недвижимости в аренду, инвестиций на фондовом рынке или перепродажи недвижимости и т. д. Не весь объём собранного НДФЛ остаётся в бюджете Петербурга. По стандартной практике, 85% от него перечисляется в субъект Федерации, в котором работник зарегистрирован (непосредственно в бюджет Петербурга), оставшиеся 15% — в муниципальный округ гражданина. Поправки в Бюджетный кодекс внесли определённые коррективы: налог на отдельные источники дохода теперь напрямую перечисляется в федеральный бюджет. Например, по процентам по депозитам или по выплаченным купонам облигаций. Кроме того, есть оговорка, что в федеральный бюджет уходит налог с разницы между суммами, удержанными налоговыми агентами, и суммами, которые человек задекларировал самостоятельно. ФНС пока раскрыла данные по поступлениям НДФЛ только на 1 июня текущего года. Исходя из представленных цифр, в бюджеты на тот момент перечислено 207 млрд рублей. Сумма оказалась больше на 8%, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Петростата, темпы роста средней номинальной заработной платы в Петербурге гораздо динамичнее: в декабре 2024 года к декабрю 2023–го она выросла на 20%, в июне 2025–го к июню 2024–го — на 13%. В текущем периоде из поступившего в Петербурге НДФЛ в федеральный бюджет ушло 9,5 млрд, тогда как в прошлом году — 6,9 млрд. Совокупный объём НДФЛ, перечисленный в федеральный бюджет в 2025 году по повышенным ставкам, в 1,7 раза выше, чем по 15%–ной ставке в 2024–м. При снижении поступлений на 20% в региональный. Доля налога по ставке 13% в общем объёме поступившего НДФЛ составила 75%, ещё четверть обеспечили граждане с повышенными доходами, уплатившие повышенные проценты. В январе–мае 2024–го на 13%–ные отчисления приходилось всего 70% НДФЛ. Изменение пропорции, вероятно, связано с увеличением в текущем году доходов наименее обеспеченных категорий граждан. Придётся оптимизировать Оптимистичное настроение чиновников, планирующих рост доходов бюджета, основано на нюансах налоговой реформы: ставки налога повышаются вслед за ежемесячным ростом совокупного дохода. Кроме того, к 1 июня не все горожане смогли заработать в сумме 2,4 млн и более. Вероятно, порог для некоторых будет достигнут к октябрю или, что ещё более вероятно, к декабрю, когда у корпораций начнутся выплаты премий по итогам года. Исходя из официальных данных, самые высокие доходы в городе у тех, кто трудится в отрасли добычи полезных ископаемых (средняя номинальная зарплата в июне — 247 тыс. рублей, переход на ставку 15% получателю такого жалованья гарантирован через 10 месяцев), на воздушном (213 тыс. и 11 месяцев) и водном (190 тыс.) транспорте. Но даже по итогам года наиболее распространённые профессии, например в сфере торговли (119 тыс.) или строительства (108 тыс.), вряд ли перешагнут на новую ступень налоговой ставки. Если у них не окажется иных источников пополнения собственного бюджета и, как следствие, городского. Высокий уровень доходов такие граждане получают не столько в виде заработной платы по месту своего трудоустройства. Превышение порога обычно обеспечивается за счёт вознаграждений, например опционов на приобретение акций или долей в компании–работодателе. Значительный объём доходов обеспеченных граждан "пассивный". Он формируется за счёт операций с ценными бумагами и недвижимостью, дивидендов, процентов и так далее. Но доля таких сокращается. По оперативным данным ФНС, в 2025 году на 2% снизилось число поданных гражданами деклараций. Их обязаны подавать при получении доходов, налог с которых не был удержан, — при продаже недвижимости, выигрышах в лотереях или получении вознаграждений по договорам гражданско–правового характера. А также те граждане, кто претендует на налоговые вычеты. При этом дополнительных налогов за 2024 год граждане рассчитали себе на 23,7 млрд рублей, больше на 4,89 млрд, чем было заявлено в прошлом году. Вероятнее всего, основная масса среди них — это те, кто на фоне роста цен на жильё поспешил его продать, не дожидаясь окончания нельготного периода. Примечательно, что и в 2026 году чиновники ждут роста благосостояния граждан, прогнозируя дальнейший рост доли НДФЛ в бюджете города. Хотя бизнес фиксирует снижение прибыли и активно заявляет, что страна достигла потолка в зарплатах. Из данных ФНС по объёмам выплат дивидендов учредителям видно, что их уровень упал: в январе–мае 2024–го собственники перечислили 25,7 млрд рублей НДФЛ, в 2025–м — 21,3 млрд. Информация о количестве плательщиков подоходного налога по повышенным ставкам налоговыми органами не разглашается. Она считается чувствительной и пока всё ещё относится к налоговой тайне. Но, по мнению экспертов, в количественном выражении существенно больше их не становится. Однако из уже поступивших сумм налога в бюджет можно сделать вывод, что высокодоходный класс населения в 2025 году постепенно снижает объёмы перечисления своих налогов в бюджеты. По всей видимости, высокооплачиваемые граждане гораздо более финансово грамотны в части применения различных инструментов для оптимизации собственной налоговой нагрузки. С другой стороны, ФНС по поступившим декларациям о доходах при выявлении неточностей или ошибок может увеличивать налогооблагаемую базу, отказывая в предоставлении налоговых вычетов. И выставляя штрафы и пени, которые также пополняют бюджет. "Рост спроса на труд привёл к ускоренному росту зарплатных предложений по всем секторам экономики. Этот рост был более быстрым именно в массовом сегменте, чем в высокодоходном. В итоге и общий объём налоговых доходов стал в абсолютном выражении расти более выраженно именно за счёт этой группы. Она же, напомню, и более многочисленная. Потому буквально за два последних года в крупных городах многие из тех, кто имел годовой доход на уровне 500–600 тыс., приблизились к 1 млн, а зарабатывавшие около 1 млн уверенно перешагнули рубеж 1,5 млн и двигаются ближе к 2 млн. В итоге валовые сборы и доля в общих доходах бюджета именно от НДФЛ данных массовых налогоплательщиков заметно выросли. В высокодоходных группах рост доходов, безусловно, тоже был, но здесь меньшая численность работников привела к меньшему влиянию на долю в общем объёме налоговых доходов бюджетов. Также стоит отметить, что за последние 15 лет российская налоговая служба стала без преувеличения одной из наиболее технологичных и эффективных в мире. Они видят вас не только по потокам доходов, но и по расходам, используют возможности ИИ для выявления взаимосвязей. И сегодня многим проще заплатить, грамотно пользуясь различными налоговыми режимами и льготами, чем игнорировать свои законные обязанности в надежде, что у ФНС не хватит ресурсов, чтобы выявить и стребовать ту или иную задолженность именно с вас." — Дмитрий Десятниченко, руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт–Петербурге "Безусловно, спрос на инструменты налоговой оптимизации есть. Общий уровень налоговой нагрузки увеличился, и компании, и частные клиенты ищут способ её снизить. В то же время со стороны фискальных органов наблюдается повышенный контроль за применением агрессивных моделей налогового планирования. Возможные решения всегда должны быть прежде всего безопасными и уже во вторую очередь — эффективными. Недостаточно продуманные могут дать экономический эффект в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе, но в долгосрочной — всегда создают риски потерь, которые многократно превышают размер сэкономленных налогов." — Никита Дейнега, партнёр, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal "Рост собираемости НДФЛ связан с активной автоматизацией процессов мониторинга ФНС за банковскими операциями и движениями денег как в части доходов граждан, так и в части расходов. Не последнюю роль играет улучшение автоматизации и качества проведения проверок цепочек недобросовестных контрагентов, зачастую используемых для "обналичивания" денежных средств, а также ужесточение законодательства. Поэтому всё больше организаций стараются переходить на "чистую" заработную плату, особенно когда годовые доходы сотрудников не превышают 2,4 млн рублей." — Илья Юшков, налоговый консультант АО "АК ИПП"
Взято с dp_ru