
В России значительно подорожал доступ к выпискам и справкам из госреестров
Доступ к открытым данным государства для бизнеса и граждан дорожает. Стоимость ключевых сервисов для проверки контрагентов и недвижимости в отдельных случаях взлетела в десятки раз. Число обращений малого и среднего бизнеса по поводу дороговизны доступа к госреестрам за последние 2 года выросло почти втрое. Об этом "ДП" сообщил председатель комиссии "Опоры России" по аудиту, бухгалтерскому учёту и налогово–финансовому консультированию Борис Федосимов. По его словам, особенно активно жалуются предприниматели, работающие в сферах, где проверка контрагентов является критически важной. Это прежде всего строительство, торговля и финансовые услуги. Претензии бизнеса Основная претензия заключается в том, что стоимость подписок на сервисы типа СПАРК (Система профессионального анализа рынков и компаний), которые предоставляют бизнесу информацию из госреестров, может составлять от 15 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. СПАРК — продукт информационной группы "Интерфакс", источниками информации для которой выступают ЕГРЮЛ и другие госреестры, бухгалтерская отчётность организаций, информация из арбитражных судов. Для микропредприятий с оборотом несколько миллионов рублей в год это становится серьёзной статьёй расходов, которая может составлять до 5–7% от общих операционных затрат. Если оценивать темпы удорожания, можно заметить, что с 1 марта цены на большинство тарифных планов аналога системы "СПАРК", сервиса "Контур.Фокус", были скорректированы на 15–20%. Как отмечается на официальном сайте сервиса, это было сделано "с учётом увеличения затрат на поддержку и развитие сервиса, а также роста инфляции". "Малые компании фактически вытесняются с наиболее прибыльных и перспективных сегментов рынка не из–за недостатка компетенций, а из–за информационного неравенства", — считает Борис Федосимов. Он отмечает: особенно болезненно эта проблема воспринимается в контексте того, что информация в государственных реестрах формально является общедоступной. Предприниматели указывают на противоречие между декларируемой открытостью данных и фактическими барьерами для доступа к ним. Многие вынуждены либо работать с повышенными рисками, либо нести несоразмерные расходы на информационную безопасность, добавил эксперт. Позиция агрегаторов "Мы, как и другие игроки рынка, наблюдаем общемировую тенденцию роста стоимости доступа к официальным данным", — рассказывает руководитель направления проверки контрагентов компании "Тензор", эксперт сервиса Saby Profile (ранее был известен как СБИС) Михаил Кузнецов. По его словам, это связано с тем, что государственные реестры — это сложные инфраструктурные системы, требующие постоянного обновления и обеспечения надёжности, что закономерно влияет на стоимость их обслуживания и, как следствие, на цену доступа. Что касается малого и среднего бизнеса, он действительно очень чувствителен к изменению стоимости любых сервисов, особенно тех, что связаны с регулярными операционными расходами. "Например, многие клиенты отмечают, что даже незначительное увеличение стоимости подписки может повлиять на их решение о её продлении, если они не видят дополнительной ценности. Поэтому мы фокусируемся не только на данных, их количестве, но и на качестве их обработки, интеграции со сторонними учётными системами, что в конечном итоге снижает общие издержки бизнеса", — говорит Михаил Кузнецов. Выписки на жильё Но особенно тревожная ситуация складывается с выписками из ЕГРН, которые предоставляет Росреестр. Здесь речь идёт уже о подорожании не на 15–20%, а о существенном изменении условий. Если раньше пакет из 100 выписок организация могла приобрести за 910 рублей, то с 1 января та же самая услуга обходится в 29 тыс. (см. инфографику). Стоит отметить, что, согласно приказу Росреестра, на сайте ведомства должна была быть реализована такая услуга, как просмотр сведений из ЕГРН "без формирования электронного документа". Пакет из 100 таких просмотров должен стоить 370 рублей, что значительно дешевле, чем 29 тыс. Однако эта опция недоступна. В справочной службе ведомства гражданам сообщают, что функция пока не реализована и, когда ею можно будет воспользоваться, неизвестно. "Поступающие жалобы от участников рынка показывают, что повышение тарифов вызвало серьёзное недовольство профессионального сообщества", — отмечает президент Российской гильдии риелторов Артемий Шурыгин. По его словам, особенно остро проблема стоит для небольших агентств, для которых затраты на проверки объектов стали существенной статьёй расходов. Это дополнительный удар по маржинальности бизнеса. Если раньше минимальный набор выписок для проверки квартиры обходился агентству в пределах 1,5 тыс. рублей, то теперь — около 3 тыс. Для дома или участка сумма доходит до 5–7 тыс. Для конечного потребителя это означает дополнительный платёж 2–5 тыс. рублей к стандартным расходам по сделке. "Вряд ли это повлияет на объём сделок в целом, но в сегменте бюджетного жилья это чувствительно", — считает Артемий Шурыгин. По его словам, опасения профессионалов о возможном снижении качества проверок частично оправдались. Некоторые агентства пытаются экономить на проверках, что создаёт дополнительные риски для клиентов: можно столкнуться с объектами с обременениями или сложной историей прав. Если ранее была возможность проверять абсолютно все объекты, которые брали в работу, уже на первом этапе, то сейчас проверка может осуществляться только на этапе выхода на сделку, что нередко создаёт неприятные сюрпризы для участников сделки. "Вместе с тем мы не наблюдаем в связи с этой проблемой роста мошеннических схем, скорее эта ситуация создаёт сложности для оперативного проведения сделок, качественной подготовки к сделкам", — отмечает Артемий Шурыгин. Он добавил, что Российская гильдия риелторов находится в диалоге с Росреестром в том числе по вопросу пересмотра тарифной политики. Арбитражные дела Ещё один пример — доступ к арбитражным делам. Через картотеку арбитражных дел можно просматривать ограниченное число дел вручную (при превышении лимитов требуется вводить код подтверждения). Разработчик картотеки, компания "Правотех", предлагает бизнесу, в том числе партнёрам–агрегаторам, платные решения для профессионального использования (отслеживание дел, уведомления и прочее). Партнёр, соучредитель юридической фирмы "Экстра юс" Дмитрий Егоров говорит, что речь идёт о сотнях тысяч рублей ежегодно только на подписку. Плюс сопоставимые суммы на внедрение и настройку различных систем. А любые растущие операционные издержки юридическая фирма вынуждена закладывать в стоимость услуг. Поэтому его компания сознательно не использует такие коммерческие сервисы, как Casebook, "Битрикс24", или другие платные аналоги. При средних масштабах предприятия и "управляемом" количестве судебных дел достаточно грамотно организовать работу (например, использовать стандартные календари и системы напоминаний). Тогда бесплатных инструментов достаточно. Но зависимость от коммерческих сервисов напрямую коррелирует с объёмом делопроизводства. Такая необходимость возникает у крупных компаний с сотнями дел в день (например, у крупных ретейлеров), где ручной мониторинг физически невозможен. В Росреестре, а также компаниях "Интерфакс" (разработчик СПАРК), "Правотех" и "Контур" не ответили на вопросы "ДП". "Политика платного доступа к данным, которые формально являются общедоступными, — это сложный вопрос, который требует сбалансированного подхода. С одной стороны, эти данные — ЕГРЮЛ, выписки из ЕГРН, решения арбитражных судов — действительно собираются за счёт налогоплательщиков. Поэтому бизнес и граждане ожидают, что доступ к ним будет простым и бесплатным. Введение или увеличение платы за такие базовые сведения может стать дополнительной финансовой нагрузкой, особенно для малого и микробизнеса, что в свою очередь может негативно сказаться на конкурентной среде. С другой стороны, на рынке существуют агрегаторы данных, такие как СПАРК и "Контур.Фокус". Эти компании вкладывают значительные средства в создание удобных сервисов: они собирают, систематизируют и анализируют информацию из разных государственных источников. В результате предприниматели получают не просто разрозненные выписки, а комплексные отчёты, которые помогают быстро проверить контрагента, оценить риски и принять взвешенные решения. Плата за такие сервисы — это плата за удобство, скорость и аналитику, а не за сами исходные данные. Критичным моментом может стать ситуация, если государство начнёт вводить плату за каждый запрос к базовым данным. Это действительно создаст двойные издержки и станет барьером, что может привести к снижению конкуренции." — Екатерина Авдеева, член генсовета, руководитель Экспертного центра "Деловой России" по уголовно–правовой политике и исполнению судебных актов "В целом государство не зарабатывает на предоставлении услуг. Стоимость доступа к ЕГРЮЛ и ЕГРИП для каждого реестра составляет 150 тыс. рублей в год и не менялась уже более 10 лет. Доступ к информации по госконтрактам и данные судебных приставов бесплатны, как и многие небольшие реестры для оценки компании. Ранее бесплатными были и финансовые отчёты от Росстата, но после перехода в ведение ФНС доступ к ним стал стоить 200 тыс. рублей в год, что достаточно приемлемо; сервис БФО при этом стал гораздо удобнее. Что касается других источников, например Федресурса, то это совместная коллаборация государства и частной компании, плату получает Интерфакс. Цена тоже не самая высокая, но в течение 10 лет она повышалась. Ещё один источник — Нотариальная палата, где цена уже значительна, — но он напрямую не относится к государству. С арбитражными судами история связана не с государством, а с частной компанией, которая обслуживает сайт, как мы понимаем, на безвозмездной основе, взамен продавая доступ. Это значительно влияет на рыночное ценообразование. Основная часть сервисов покупает у них данные пакетами запросов; кому–то это выходит от 200 тыс. до 2 млн рублей в месяц в зависимости от количества клиентов. А вот что касается ЕГРН, цена очевидно велика, и складывается впечатление, что наверху кто–то действительно решил на этом заработать." — Павел Климов, основатель и руководитель сервиса проверки контрагентов "Репутация" "Агрегаторы всегда несли затраты на разработку программного кода для взаимодействия с площадками, где размещаются закупки. Эти суммы измерялись сотнями тысяч рублей с учётом стоимости разработки и серверных мощностей. Что касается наших затрат, то изменение способа получения на одной или даже 10 площадках из наших 7,6 тыс. источников получения закупок не играет существенной роли. Но это, безусловно, повышает порог входа на рынок агрегаторов." — Андрей Сегренёв, генеральный директор "Ростендер.инфо" "Ограничение доступа к информации в отдельных сферах, например содержащейся в ЕГРН, имеет скорее неблагоприятный эффект при заключении сделок, когда отсутствует возможность проверить сведения в реестре. Но при сопровождении сделок мы ориентируемся как на данные, доступные в коммерческих системах, так и предоставляемые с согласия правообладателей (они несут риски достоверности информации). Говорить о препятствии на судебную защиту в связи с ограничением доступа к отдельным сведениям, содержащимся в соответствующих реестрах, в настоящее время представляется преувеличением." — Кирилл Саськов, партнёр, руководитель корпоративной и арбитражной практики АБ "Качкин и партнёры"
Взято с dp_ru