Бум маркетплейсов подтолкнул петербуржцев чаще покупать ювелирные украшения

Бум маркетплейсов подтолкнул петербуржцев чаще покупать ювелирные украшения

Ювелирный рынок медленно, но уверенно растёт, при этом небольшие производители отмечают серьёзное падение покупательского спроса. За первое полугодие 2025 года объём ювелирного рынка вырос на 12% год к году, до 232 млрд рублей, выяснили в INFOLine. При этом, по прогнозам экспертов, во втором полугодии темпы роста рынка ускорятся и объём рынка по итогам года может достигнуть 535–540 млрд рублей с учётом НДС. Совокупный оборот тройки лидеров по результатам прошлого года — Sunlight, Sokolov и "585*Золотой" — вырос на 37,6%, до 226,1 млрд рублей. Снижение продаж показали три из 12 компаний — "Адамас", "Линии Любви" и "ЭПЛ Даймонд". Сложный баланс Генеральный директор Ассоциации ювелиров Вадим Серов рассказал "ДП", что, согласно их расчётам, объём рынка ювелирной розницы в России в первом полугодии 2025 года составил почти 221 млрд рублей, что на 11% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Показатель роста уступает прошлогодним значениям, однако стоит учитывать, что в 2024 году главным фактором увеличения объёмов была постоянно и резко растущая стоимость золота. Тогда как в 2025 году этот драйвер остаётся стабильным (8,2–8,7 тыс. рублей за грамм учётная цена ЦБ). Тем не менее при общем сдержанном росте в России сохраняется тенденция к увеличению спроса на ювелирные изделия. "Все эти условия формируют в том числе и потребительское поведение. Если в первом квартале продолжалась прошлогодняя тенденция на спрос изделий из серебра, а также переход покупателей на более легковесные изделия из золота, то во втором спрос на бюджетные изделия заметно упал, но усилился в более дорогом сегменте", — говорит Серов. По данным аналитического центра Sokolov, который агрегирует данные "Сбераналитики", Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), Росстата и собственных исследований, оборот ювелирного рынка в Петербурге за первое полугодие 2025 года вырос на 7,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В Ленинградской области — на 15,8%. Директор розничной сети Sokolov Максим Чижов объясняет, что динамика рынка в январе–июне 2025 года обусловлена увеличением продаж ювелирных изделий через маркетплейсы. Их доля достигает уже 13% от совокупного объёма рынка ювелирной розницы. Средний чек на ювелирные изделия по итогам первого полугодия 2025 года в Петербурге составил 11,6 тыс. рублей, в Ленинградской области — 8,8 тыс. рублей. "Мы наблюдаем продолжение роста доли серебряных украшений в продажах: сейчас рынок в натуральном выражении уже на 75% “серебряный”. Однако в денежном выражении сохраняется обратная пропорция — 70% выручки приходится на золото как на более дорогой металл. Также клиенты всё чаще выбирают более легковесные золотые украшения, стремясь к оптимальному соотношению цены и эстетики", — говорит Чижов. Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков замечает, что при отражении динамики продаж ювелирных изделий есть определённые трудности в расчётах. Само по себе понятие "ювелирная розница" — достаточно широкое и охватывает не только ювелирные изделия, но и бижутерию, а также другие сопутствующие товары. Средний чек вырос примерно на 16%. Золото достаточно сильно подорожало за последние несколько лет, а количество чеков существенно не приросло. Тем не менее из–за инфляции и роста цен на драгметаллы на рынке отмечается положительная динамика. Роста спроса именно на ювелирные украшения в России почти нет. Это достаточно консервативная модель поведения — покупка золотых и дорогих украшений. Молодое поколение всё больше склоняется к покупке бижутерии или дорогих и качественных дизайнерских украшений. По словам директора по маркетингу "585*Золотой" Станислава Колоскова, наблюдается трансформация предпочтений покупателей. Наибольший прирост — у обручальных колец, которые выросли в продажах на 40,4%. Также стабильно популярны серьги, кольца и цепи. Красное золото по–прежнему лидирует. На втором месте по популярности серебро. Но заметно увеличивается интерес к белому золоту — его продажи выросли почти на 42% в первом полугодии 2025 года. Всё онлайн Представители небольших ювелирных брендов отмечают, что сейчас на рынке всё сложнее развиваться малому бизнесу. Даже те компании, которые существуют не один год, вынуждены либо полностью закрыть свой бизнес и производство, либо уходить в онлайн. По словам экспертов аналитического центра "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", именно онлайн–сегмент поддерживает развитие общей реализации товаров. Туда продолжает перетекать покупатель из офлайн–сектора. На Wildberries оборот по ювелирным изделиям в Петербурге увеличился на 78% по сравнению с январём–июлем прошлого года. По объёмам продаж лидируют серьги (+86%), кольца (+77%) и подвески (+68%). Самые высокие темпы роста показывают колье и броши (+100 и 120% соответственно). Рост среднего чека на самые популярные изделия составил 4–7%. Крупные сети в 2025 году тоже наблюдают стремительный рост продаж в онлайн–каналах. Например, в "585*Золотой" выручка за счёт интернета выросла в 2,5 раза за первое полугодие. "Мы прогнозируем, что в ближайшие полтора года доля онлайн–продаж в общем обороте компании удвоится", — подчёркивает Станислав Колосков. По итогам 2024 года интернет–продажи Sokolov через собственный сайт, мобильное приложение, а также через маркетплейсы увеличились на 45%. В 2025 году доля онлайн–продаж достигает уже 40% в общем обороте компании. Значительный вклад в эти результаты вносят программы привлечения новых клиентов и развития существующей клиентской базы с помощью программы лояльности. Курс на расширение Ювелирные магазины в Петербурге продолжают трансформироваться, открывая точки в новых концепциях. Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group в Санкт–Петербурге Наталия Киреева заметила, что ротация ювелирных брендов в торговых центрах Петербурга демонстрирует положительную динамику. В первом полугодии 2025 года доля открытий ювелирных магазинов в 3 раза превысила количество закрытий по площади. Открывая новые торговые пространства, развиваются такие проекты, как "585*Золотой", Sunlight, Sokolov, Panacea Jewelry Lab. А вот ювелирная сеть PanClub, напротив, сокращает своё присутствие в торговых комплексах Петербурга. Директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова уточняет, что открытия происходят как в рамках обновления уже существующих магазинов или смены помещения внутри ТЦ, так и в рамках расширения сетей. Например, "Русские самоцветы" заявляли о планах открыть до пяти новых магазинов в Петербурге и Москве в 2025 году, а бренд Panacea Jewelry Lab, впервые вышедший на российский рынок в январе, сообщил о намерении до конца года расширить сеть до 75 салонов по всей России. "Среди ярких примеров обновления концепций в Петербурге — магазины Sokolov Premium, в более тёмном элегантном дизайне, отличающемся от стандартного для сети оформления. Ребрендинг “585*Золотой”, нацеленный на внимание молодой аудитории за счёт минималистичного дизайна, новой айдентики и развития didgital–направления. Флагман Adamas в ТЦ “Невский Центр”, где отличительной чертой стал расширенный ассортимент бриллиантов, премиальных и лимитированных коллекций", — добавляет Юлия Кузнецова.

Взято с dp_ru