
Вагончик тронется: запустят ли новую трамвайную линию до Шушар в 2025 году
Запуск первого этапа скоростного трамвая от станции метро "Купчино" до Шушар до конца 2025 года обещают как городские власти, так и концессионер, ведущий строительство. Но есть небольшая вероятность, что проект может "не взлететь" и в этом году. На днях компании "БалтНедвижСервис", занимающейся реализацией проекта трамвайной линии "Славянка", городом был выделен очередной земельный участок площадью 4,5 тыс. м2 на Колпинском шоссе. Соответствующее постановление городского правительства опубликовано на сайте Смольного. Комитету имущественных отношений поручено заключить с ООО "БалтНедвижСервис" договор аренды до 11 октября 2049 года. К этому сроку заканчивается концессионное соглашение, заключённое в 2019 году. Упрямые гаражи Как разъяснили "ДП" в пресс–службе компании "БалтНедвижСервис", переданный участок необходим для строительства второго этапа скоростной линии — он пройдёт от Шушарской дороги до микрорайона Славянка. Этот этап по плану завершится в 2026 году. Общая длина маршрута, таким образом, составит 21 км. Городские власти предоставили для строительства уже около 90% необходимых земельных участков. До конца 2025 года должны ввести в эксплуатацию первый отрезок трамвайной линии — от метро "Купчино" до Шушарской дороги. То есть уже в этом году пассажиры от Купчино по двухпутной трамвайной скоростной линии смогут добираться до Шушар максимум за 20 минут. Сейчас этот путь может занимать вдвое больше времени. Планы о запуске линии до конца года оглашали и председатель городского комитета по инвестициям Иван Складчиков, и сам концессионер. Проблема в том, что, со слов представителей пресс–службы "БалтНедвижСервиса", под строительство первого этапа на текущий момент "предоставлено 99,9% земельных участков". Концессионер гарантирует, что трамвайная линия будет проложена. Но на той земле, что предоставлена. А на той, что не предоставлена, строить пока нельзя. "По оставшимся земельным участкам для реализации этапа 1 проводилась работа по изъятию. В настоящее время оставшиеся земельные участки находятся в собственности Санкт–Петербурга и проводится работа по предоставлению земельных участков концессионеру в целях реализации концессионного соглашения. Участки передаются в соответствии с установленным порядком. Фактическое предоставление земельных участков позволяет обеспечить пуск движения трамвая по первому этапу в запланированные сроки", — сообщили "ДП" в пресс–службе комитета по инвестициям. При этом неофициально источник "ДП", знакомый с ситуацией, сообщил, что проблемы возникли с владельцами некоторых гаражей, попавших в зону строительства. По некоторым объектам идут суды. В открытых источниках подтверждения или опровержения этой информации обнаружить не удалось. Над реками и дорогами Концессионер тем временем ведёт работы на той территории, по которой все юридические вопросы сняты. Работы идут над реками Кузьминка и Славянка — здесь строят мосты. Путепроводы над кольцевой автодорогой и другими развязками возводятся третьим уровнем. Как объясняют в компании, благодаря этим искусственным сооружениям скоростной трамвай не будет "толкаться" в пробках на существующих крупных магистралях — Витебском проспекте, Московском шоссе и КАД. Над железнодорожными путями Витебского направления уже поставлены семь опор путепровода, рабочие монтируют пролётные строения и обустраивают подпорные стены. Построены также опоры, подпорные стены и пролётные строения путепровода через Витебский проспект, рабочие устанавливают там перильные и барьерные ограждения плиты проезжей части. На путепроводе через Московское шоссе, железнодорожные пути и КАД установлено 25 опор, смонтированы пролётные строения, на которых выполняются работы по устройству перильных и парапетных ограждений. Есть участки, где уже проложено верхнее строение пути. Идёт сборка рельсо–шпальной решётки и устанавливают опоры контактной сети. На прошлой неделе представители городских комитетов по инвестициям, финансов, развития транспортной инфраструктуры, а также службы государственного строительного надзора и экспертизы провели выездное совещание, осмотрев ход строительства депо в Шушарах и конечного остановочного пункта линии на Балканской площади. Также они проверили, как концессионер перестраивает инженерные сети, строит мост через реку Волковку, ведёт работы по канализированию Волковского канала и обустройству его набережной. Параллельно с этим ГУП "Водоканал" ищет подрядчика на строительство водопроводных сетей для подключения депо к коммунальным сетям. Проектно–изыскательские работы для этого строительства проводились ещё в 2023 году. Согласно информации, размещённой на сайте госзакупок, стоимость работ превышает 292,2 млн рублей. Заявки принимаются до 8 августа. Как сообщили "ДП" в пресс–службе компании, работы должны быть завершены в декабре 2025 года. "Восстановление нарушенного благоустройства будет выполнено в агротехнический период 2026 года", — добавили в ГУП "Водоканал". Уникальный "конверт" Планы по развитию ещё не запущенной линии строятся далеко вперёд. На ПМЭФ–2025 Смольный объявил о желании продлить маршрут ещё на 12 км — от Славянки до железнодорожной станции Царское Село и далее, в перспективе — до инновационно–технологического центра СПбГУ "Невская дельта". Намерение о сотрудничестве подписано с АО "АБЗ–Дорстрой". Сроки реализации проекта пока не назывались. АО "АБЗ–Дорстрой" владеет 20% ООО "БалтНедвижСервис". Ещё 70% предприятия принадлежит ООО "Балттехстрой", 10% — АО "Стройкомплектсервис". На текущем этапе концессионер с гордостью отчитывается о целом ряде уникальных технических решений. В их числе "трамвайный вокзал" в Купчино. Здесь вместо разворотного кольца поставили перекрёстный стрелочный съезд в виде "конверта". Больше такого нет нигде в России, утверждает концессионер. "Конверт" разработан и построен специально для петербургской "Славянки". Изготовитель — Завод транспортного оборудования из Свердловской области — учёл не только пассажиропоток и манеру поведения петербуржцев, но и капризную погоду: внешний датчик температуры "держит в теле стрелки положительную температуру, что не даст нарушить работу системы автоматизации". Вагоны для скоростной линии сверхлёгкие, изготовленные из алюминия. С подогревом входа для избежания наледи. Желание поставлять подвижной состав для "Славянки" изъявили более пяти компаний. Концессионер выбрал петербургского производителя — Невский завод электрического транспорта им. Ф. А. Пироцкого (обособленное подразделение ООО "ПК Транспортные системы"). Использоваться будет "самая вместительная и передовая модель трёхсекционного вагона двустороннего движения 71–932 “Невский”". В вагонах предполагается панорамное остекление, усовершенствованная система климат–контроля, мультимедийные информационные комплексы, 16 USB–розеток и 52 мест для сидения. Ежегодный пассажиропоток на линии ожидается более 13 млн человек. Стоимость проезда будет как в обычном городском трамвае, но выручка от продаж билетов будет идти концессионеру. " Скоростной трамвай по сути — пригородный маршрут из города–спутника к ближайшему метро. Но при этом далеко не безальтернативный — есть и автобусы до "Звёздной", и электричка до центра. Конечно, вместо этого трамвая нужно было строить один перегон метро "Купчино" — Шушары (настоящие). Но сейчас уже говорить об этом поздно. Даже этот трамвай нужно было глубже интегрировать в существующую сеть — город двумя ногами прыгнул на грабли "Чижика". Нужно было маршруты из Шушар вытаскивать и до действующего кольца в Купчино, и до проспекта Славы, и ответвление до "Ленсовета", "Звёздной" и "Московской" делать. Но и здесь уже поздно. А уж про вторую очередь и говорить нечего. Совершенно не нужная ещё одна железная дорога для "лёгкого" транспорта параллельно действующей — гораздо более быстрой и маршрутно качественной. То есть везде сущностно, на стадии постановки задачи — мимо. Вместо метро — трамвай. Вместо хорошей подвозки к электричкам двух направлений — трамвай. Даже выезд нормальный из района сделали раньше трамвая. Трамвай, конечно, станет популярным — у него нет промежуточных остановок, пробок и трасса кратчайшая. Это лучше, чем сейчас даже с новым выездом. Но уже не так кардинально. Продление этой линии в Пушкине станет, по сути, подвозом к электричке и смысла большого не даст — такой поток вывозится автобусами." — Иван Вергазов, транспортный инженер, автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" " У "Славянки" есть, конечно, потенциально слабые места. Так, возле метро "Купчино" линия заканчивается и пассажирам нужно пересаживаться на метро. При этом единого удобного пересадочного узла не получилось. Пространство непосредственно возле станции "Купчино" уже занято коммерческими объектами, станция трамвая будет расположена чуть в стороне. Интеграция с наземным транспортом также невысокая. По сути, всё останется как есть. Путь в центр города для жителей Шушар по–прежнему будет достаточно сложным. Многие предпочтут стоять в пробках на личных автомобилях. Кроме того, станция метро "Купчино" и так довольно сильно загружена. В момент прибытия электричек там образуются скопления пассажиров. Что тоже не обещает особого комфорта. Проблемы могут возникнуть и у жителей Московского района, если поезда метро будут прибывать на промежуточные станции уже сразу переполненными (эффект Выхино)." — Дмитрий Баранов, транспортный инженер бюро OTS Lab, автор телеграм–канала "Город в движении" " В Шушары метро никогда и не планировали строить. Чтобы протянуть линию до Шушар, нужно всё метро перестраивать. Это нереально. А скоростной трамвай подведут, стройка идёт бодро. Недавно гулял и лично видел. Правда, на Новгородском проспекте, насколько я понимаю, есть проблемы с собственниками. А уже август — строить надо, а не вести переговоры. Скоростной трамвай имеет огромное преимущество — эстакады. Благодаря этому преимуществу удастся минимизировать пробки. Главное — появление трамвая улучшит инфраструктуру общественного транспорта. Это не обновление, а строительство новой линии. Но пересадка со скоростного трамвая на другие виды транспорта организована неудобно. По–хорошему надо, конечно, трамвайные линии вести в сторону Московского проспекта и соединить с конечной трамвая, следующего по 29–му маршруту. Получился бы неплохой маршрут до Московских ворот." — Владислав Булгаков, транспортный аналитик " Влияние строительства скоростного трамвая на рынок новостроек в Шушарах можно оценить как значительное и в целом положительное. Запуск линии сократит время в пути до метро с 30–40 до 15 минут, что сделает район более привлекательным для тех, кто давно купил там жильё. Впрочем, в большинстве проектов наличие трамвая уже учтено в цене. Однако рост спроса продолжает ограничиваться текущими проблемами Шушар. Район остаётся преимущественно спальным, с недостатком социальной инфраструктуры — школ, поликлиник, крупных торговых центров. Пока девелоперы постепенно решают эти вопросы, но до уровня более развитых районов ещё далеко. Кроме того, несмотря на появление трамвая, часть жителей всё равно будет пользоваться автомобилями, а значит, нагрузка на дороги сохранится." — Андрей Добрый, исполнительный директор классифайда по недвижимости Restate.ru
Взято с dp_ru