Улицы строителей: девелоперы развивают транспортную инфраструктуру Петербурга

Улицы строителей: девелоперы развивают транспортную инфраструктуру Петербурга

С каждым годом в Петербурге всё больше улиц и проспектов прокладывают застройщики жилья. Причём это не только небольшие участки дорог, но и большие районные магистрали. О ключевых цифрах, крупнейших проектах и перспективах сотрудничества бизнеса с городскими властями — в материале "ДП". Объёмы растут По данным Службы строительного надзора Петербурга, в период с 2020 по 2025 год застройщики жилья получили разрешения на строительство дорог общей протяжённостью почти 14 км. При этом в прошлом году девелоперам выдали разрешения сразу на 11,7 км улично-дорожной сети. В 2023 году этот показатель составил 1,2 км, а в 2021-ом и 2020-ом — по 1 км. Сейчас строительство дорог входит в число социальных обязательств, которые застройщики берут на себя в результате решений Градостроительной комиссии Петербурга (ГРК). До начала работы комиссии это были отдельные договорённости с застройщиками, причём длинные и, соответственно, самые дорогие участки дорог могли осилить только крупнейшие девелоперы Петербурга. "Сегодня во главу угла ставим развитие транспортного каркаса: улучшение текущего состояния имеющейся улично–дорожной сети и строительство важных реперных объектов. На дорожной инфраструктуре будет сделан сейчас акцент", — заявил профильный вице-губернатор Николай Линченко в январе 2025 года. Слова чиновника подтверждает тот факт, что с начала 2024 года комитет по градостроительству и архитектуре выпустил восемь распоряжений о подготовке проектов планировки территории (ППТ) для размещения линейных объектов — улиц и дорог. Половина из них разрабатывается по заказу городских бюджетных организаций, а остальные финансируются девелоперами, которые, как правило, потом занимаются и строительством. Обеспечить свои проекты Как объяснил "ДП" генеральный директор консалтинговой компании ООО "САБ" Александр Стругач, строительство и эксплуатация городской транспортной инфраструктуры, — преимущественно, задача государственных структур. То же касается и выделения средств на проектирование дорог, улиц, искусственных сооружений, локальных очистных сооружений, остановок общественного транспорта и так далее. Для девелоперов эти задачи всё ещё остаются, по большей части, нетипичной, непрофильной работой. "Тем не менее, для застройщика может быть необходимо принять участие в строительстве улиц, дорог и других инфраструктурных сооружений, — чтобы улучшить транспортную доступность собственных проектов жилой и коммерческой недвижимости, а также, — возможно, получить от города какие-то преференции, — говорит Александр Стругач. — Как правило, речь идёт о наиболее простых утилитарных сооружениях, заложенных в проекты планировки: строительство и реконструкция небольших участков улиц, внутриквартальные проезды, элементы подключения к существующим магистралям для обеспечения связности улично-дорожной сети и так далее". Самый длинный проспект Однако девелоперы иногда занимаются и большими проектами, связанными с дорожной инфраструктурой. На данный момент один из самых крупных проектов дорожного строительства реализует холдинг Setl Group — он спроектировал и строит продолжение проспекта Ветеранов длиной 1,2 км от проспекта Будённого до Красносельского шоссе. Магистраль должна улучшить транспортную доступность жилых комплексов "Солнечный город", "Солнечный город. Резиденции" и "Дворцовый фасад". "Строительство продолжения магистрали мы начали в июле 2023 года. Завершение первого этапа запланировано на 2025 год, а полная готовность — на 2026 год. Ранее Setl Group разработал и передал городу проектную документацию для строительства участка проспекта Ветеранов длиной 2,2 км от улицы Пионерстроя до проспекта Будённого. Пока общая протяжённость магистрали достигла 10 км, что уже делает его одной из самых длинных улиц Петербурга. А когда достроим, то будет 11,5 км", — рассказали "ДП" в строительном холдинге. Помимо этого, в Красносельском районе девелопер строит продолжение улицы Ивана Куликова, часть которой уже готова и эксплуатируется, а также продолжение улицы Генерала Кравченко. Ждут жители и автомобилисты На севере Петербурга недавно началось строительство улицы Лидии Зверевой. Работами также занимается Setl Group, который реализует там свой жилой проект. Строители намерены получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в первом квартале 2026 года. В том же Приморском районе девелопер уже завершает проектирование Орлово-Денисовского проспекта. Дорога протянется более чем на два км и соединит Суздальское шоссе и Шуваловский проспект. Но самый крупный на данный момент объект, построенный холдингом на севере Петербурга, — продолжение Комендантского проспекта от Глухарской улицы до реки Каменки длиной около 1 км. Неподалёку девелопером также построены Арцеуловская аллея и Верхне-Каменская улица, всего — 6 км дорог. А в общей сложности Setl Group построил уже более 43 км дорог. Руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПб.АВТО" Святослав Данилов в разговоре с "ДП" подчеркнул — на фоне того, что строительство дорог несоизмеримо с темпами автомобилизации в городе, любой ввод в эксплуатацию новых улиц можно оценивать только положительно. "Если говорить про то, что уже построено в разных районах, например, продление Комендантского проспекта, безусловно, это улучшило транспортную ситуацию в новостройках Каменки, — рассуждает общественник. — Но если говорить в целом по городу, то сейчас, в первую очередь, нужны переправы. Например, не так давно началось строительство Большого Смоленского моста: его завершения очень ждут автомобилисты". Будущее — за концессией По мнению Александра Стругача, работа над проектом Большого Смоленского моста через Неву и подходам к нему — один из исключительных и интересных примеров участия застройщиков в проектировании инфраструктуры в последние годы. Эта магистраль задумывалась ещё в советское время и появилась в генеральном плане Ленинграда в конце 1940-х годов. Но до этапа подготовки проектной документации пришлось дожидаться начала 2020-х. Финансирование и управление проектом на этапе разработки проектной документации взял на себя один из крупнейших застройщиков, что позволило значительно ускорить процесс. Все поставленные задачи были решены в кратчайшие сроки. И сейчас это уникальное сооружение находится в стадии активной реализации — уже в привычном режиме государственного управления и финансирования. "На мой взгляд, перспективным направлением на сегодняшний день является организация концессионных проектов — с совместным участием в проектировании транспортной инфраструктуры государственных учреждений, частных компаний и кредитных организаций, — считает Александр Стругач. — Так, мы принимали участие в концессионном проекте скоростного трамвая "Славянка", который в настоящее время реализуется. Этот масштабный объект также может считаться одним из наиболее успешных кейсов в данном направлении совместной работы государства и крупного частного бизнеса".

Взято с dp_ru